Даже если ты специалист с большим опытом и огромным числом проектов в портфолио, в любой момент можно почувствовать, что чего-то не хватает. Возможно, знаний? Или уверенности в себе? Здесь нет неправильного ответа. Учиться никогда не поздно: на своем примере это доказывает выпускник большой программы по графдизайну Толя Фролов.
К началу обучения ты работал арт-директором в креативном агентстве. Почему ты выбрал годовую программу, а не короткий курс?
Дизайн был мне интересен с детства. Я думал получать высшее образование в области графического дизайна сразу после школы, но не сложилось. Казалось, что мне не хватает фундаментальных знаний, за этим я и пришел в BBE. Мне понравился подход: можно сразу применить знания с курса в реальных проектах — я работал над обновлением айдентики агентства, делал презентации для брендов, с которыми мы работали, и еще много всего. Сразу после модуля по айдентике у меня образовался проект с Converse, где я собирался применить все свои новые скилы в работе но, к сожалению, все сорвалось.
Ты сказал на защите, что шел за фидбэком и уверенностью. Ты их получил?
Да, мне кажется, у нас был очень классный поток из талантливых ребят. Наставницы и куратор постоянно давали фидбэк — это было неожиданно и приятно. Я уже долго работаю в сфере моды, и там нечасто можно встретить такую полезную и добрую обратную связь. Эта сфера очень субъективна: нельзя однозначно измерить, фешн-съемку какой-то бизнес-метрикой, поэтому особо ценится насмотренность. И тут, мне кажется, есть параллели с графическим дизайном: успех редизайна тоже сложно измерить. Большим показателем является шум — это может быть как превращение из гадкого утенка в прекрасного лебедя, так и просто ненависть аудитории к тому, что получилось. Важно, чтобы это было заметно и цепляло.
Еще на выпускном были полезные комментарии от экспертов. Круто, что они посмотрели на мои работы под другим углом, с позиции своего опыта, и дали советы — это мне очень помогло. После выпускного мне написал один из наших экспертов, Раушан Султанов из брендингового агентства Depot, и вместе мы сделали классный проект для фонда помощи онкобольным.
Назови любимую работу и нелюбимое задание.
Любимая работа — меню ресторана русской кухни. Оно очень гладко и приятно сложилось. Я долго делал ресерч, а потом, буквально за пару вечеров сделал мини-айдентику и сверстал меню. Чтобы понять, что все работает как надо, — напечатал его. Наставницы дали мне несколько подсказок, как все доработать технически, и финальный вариант был быстро готов. Теперь хочу его напечатать в итоговой вариации на классной бумаге и сделать съемку с ним.
А вот с Tilda было тяжело. Интерфейс этого сервиса я считаю не самым удобным, но в России осталось не так много альтернатив no-code-инструментам, к которым еще и можно подключить эквайринг и принимать оплаты. Я сейчас помогаю бренду одежды построить интернет-магазин на Tilda, и, опять же, очень приятно, что я могу вернуться к нашим лекциям, подсмотреть какие-то моменты и применить все на практике.
Были ли моменты, когда хотелось бросить или отложить учебу?
Бросить не хотелось, отложить — да. В феврале стало особенно сложно. Но учеба поддерживала: были интересные лекции, разборы, задания, прикладные занятия миксовались с практическими. Еще я понимал, что нужно закончить учебу и приобрести новые скилы, чтобы применять их в изменившихся условиях.
В какой точке сходятся мода и графический дизайн? Кажется, идентичность фешн-брендов держится на фотографиях, а не на графических элементах.
Да, моде присущ image-first-подход. В агентстве, в котором я работал, мы концентрировались именно на визуальном представлении продукта с точки зрения фешн-картинки. Я разрабатывал рекламные кампании и концепции, вкладывая в них все то, чему научился в глянцевых изданиях — The Blueprint и Elle.
Текст всегда был рядом в моей работе, поэтому мне близка типографика. Нужно не только снять какой-то визуальный контент, но и интересно его подать. Именно здесь для меня сходятся мода и графический дизайн. Мне всегда хотелось делать не только то, что происходит внутри изображения, но и снаружи.
Сейчас стало больше эдиториалов в интернете, стало важно формировать аудиторию через контент, тогда она будет смотреть не только на сам продукт, но и на контекст и историю, которую рассказывают. Здесь также помогает графический дизайн: можно сделать какие-то сумасшедшие штуки, но такое может позволить себе не каждый бизнес. Например, люксовые фешн-бренды глобально выглядят более унифицировано, но в каких-то моментах могут позволить себе какой-нибудь диджитал-экспириенс через инструменты графического дизайна. А вот молодым брендам нужно сразу зацепить потребителя, и тут есть пространство для очень активного визуала.
Приведешь примеры любимых айдентик фешн-брендов?
Давно слежу за брендом одежды Carne Bollente: они начинали с простых футболок с вышитыми членами на груди и всякими забавными иллюстрациями на тему камасутры. Мне нравится, как эта маленькая фишка трансформировалась в большой бренд и как это проникло в айдентику: в такой нелепый, забавно эротичный фотостиль, в иллюстрации, в фотографии, принты, продукты, рекламные кампании и все остальное.
Еще люблю бренд вязаных вещей Vereja. Этот проект ведут дизайнеры с бэкграундом в глянце — Игорь Андреев и Маша Комарова. Их сайт максимально отражает настроение бренда: все детское, забавное, с рисованными шрифтами и цветными иллюстрациями всяких монстров. Эта айдентика круто продолжает сами вещи, и, кстати, сайт сделан на Tilda. Получается, такой уникальный стиль можно прикрутить к любой платформе — было бы желание!
Скажи, как делать коммерческие проекты и не терять себя в них?
Вкладывать туда то, что волнует тебя самого, пытаться рассказать историю. Да, есть бриф от заказчика, но это не значит, что ты не можешь преподнести проект через призму своего опыта.
Пока ты учился, агентство, в котором ты работал, перестало функционировать. Есть идеи, что делать дальше?
На выпускном Ксюша Перминова (стратег и независимый консультант по маркетингу, преподавательница на годовой программе в BBE — Прим. ред.) дала мне отличный совет: описать услуги, которые я могу предоставить, и продавать их самому. Я многое умею. Сейчас мне хочется не просто заниматься только съемками или только айдентикой, а делать что-то более цельное. На рынке много профессионалов, которые потеряли работу, особенно в сфере рекламы и фешена. Буду собирать единомышленников и помогать бизнесу строить классную визуальную коммуникацию.
Из-за санкций много брендов ушли из России. Ты планируешь сотрудничать с локальными брендами?
Да, конечно, и не только из сферы моды! Я работал и со строительными компаниями. Мне кажется, классно, что подход из моды и глянца можно применить в других сферах, с разными продуктами. Главное, чтобы мы совпадали по ценностям.
Целый год погружения в сферу — основы графдизайна, айдентика, типографика, портфолио в вебе и защита проектов